Архивы

СЕЛО БЕЛОЕ
ЦЕРКОВЬ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА

   Церковь села Белого с высоким куполом и стройной классической колокольней была построена в 1838 году. Тогда здесь была усадьба отставного генерала И.Я. Шатилова, раненого в Бородинском бою. Сейчас от нее осталась только церковь — очень монументальная и торжественная, в тяжеловатых и точных формах поздней классики.

В 1628 году в Белгородском стане Кашинского уезда в поместье Осипа Дмитриевича Есипова были два жребия села Белого. В селе стояла деревянная церковь Николая Чудотворца, построенная в 1596 году. В 1838 году построена каменная Никольская церковь с четыремя приделами — холодные Святителя Николая, Усекновения главы Иоанна Предтечи и Пророка Ильи, тёплый — Святителя Николая.

В ВОЗРОЖДЕННОМ ХРАМЕ

Все делается по Воле Божией, в этом нет сомнения даже у людей далеких от Бога.

Стояли руины храма св. Николая в селе Белое, осыпались, рушились. Любители заборных автографов свои «шедевры» царапали на святых стенах. Мчались мимо автомобили, восседали в них и сильные мира сего, и не сильные. А проще говоря, ехало мимо тупое Безразличие, что страшнее любого вора и разбойника. Взирало Безразличие на эту разруху и знать не хотело, что замечательный человек, герой войны 1812 года генерал Шатилов возвел этот храм в память о великой победе русских воинов при Бородино. Завещал похоронить себя у этого храма. И был похоронен. И памятник стоял мраморный. И думали все, что многое в мире происходит; рушатся и возводятся дворцы, горят дома, исчезают целые государства и народы, но кладбище-то уцелеет. Увы… Добрались и до могилы генерала. Распотрошили ее, крест с памятника сбили и бросили. К счастью, нашлись люди, которые собрали останки и памятник без креста. Перезахоронили генерала в поселке Белый Городок. Слава Богу и за это.

Прошли годы. Оглянулись люди: что же построили они за это время, а что разрушили? Настроили безвкусицу, разрушили красоту. Заговорила уснувшая совесть. Потихоньку, по крупицам церковь возрождается. Уже и службы здесь идут, уже и Престол освящен. Уже и литургия служится.

Мой рассказ о службе в день престольного праздника – 11 сентября – Усекновения главы Иоанна Предтечи, службе необыкновенной. Для всех, кто пришел в этот день в храм (а было немало людей) служба запомнится надолго. Служило шесть священников и диакон, пел хор из храма в Малом Василеве. А самое главное – была привезена святыня – деревянная глава Крестителя Господня Иоанна Предтечи, которая хранится в храме села Щелково. С трепетом и благоговением приложились к ней все присутствовавшие. Приятно и отрадно было видеть в храме молодежь: старшеклассники Приволжской школы не побоялись расстояния, пришли и отстояли службу, приложились к святыне.

Все забыли о времени, оно просто ушло куда-то, его не было. Была Служба Богу, была молитва Его Матери и Его Предтечи.

Храм в Белом селе жив, он будет жить вечно в наших заблудших душах, теперь уже ничего его не порушит.

Прости нас, Господи! Будем молиться о тех, кто служит в храме, о тех, кто не оставляет храм без помощи в святом деле возрождения.
А.Тюрина,
«Родник православия»

   Храмы в селе Белом существовали издавна. Когда появился первый из них, нам неведомо, однако из исторических документов известно, что в 1596 г. здесь была построена деревянная церковь во имя Николая Чудотворца. [1] С течением времени церковь ветшала, становилась тесной из-за возрастающего числа прихожан. Назревала необходимость в постройке нового, более просторного храма.

В 1819 г. тверскому архиерею Филарету было направлено прошение прихожан о постройке на их средства нового каменного Никольского храма с двумя приделами: Усекновения Главы Иоанна Предтечи и св. пророка Илии. Тверской владыка санкционировал строительство, приказав выдать храмоздательную грамоту. [2] Главным благотворителем и строителем храма стал местный помещик, генерал-майор Иван Яковлевич Шатилов.

В 1823 году строительство храма началось, однако после закладки фундамента и возведения части стен было приостановлено из-за недостатка денежных средств. После того, как последние были изысканы, а также налажен выпуск кирпича из глины, найденной в окрестностях села Белого в 1829 году, строительство возобновилось.
29 сентября 1838 года Никольский храм с двумя приделами и колокольней был освящен, протоиереем кашинского собора, магистром Стефаном Колеровым. [3]
По первоначальному проекту между храмом и колокольней должна была быть построена колоннада. Но в процессе строительства проект был изменен. Колокольня расположилась отдельно от храма. Спустя некоторое время строится трапезная, соединившая холодный храм с колокольней. В теплой (отапливаемой) трапезной появился придел во имя Святителя Николая Чудотворца. Придельный храм был освящен 29 октября 1850 года. [4] Так случилось, что из четырех престолов два были посвящены Николаю Чудотворцу, что встречалось довольно редко. Многие церковные реликвии, ценности, иконы из старой деревянной церкви были перенесены в новый храм. Прежняя же церковь была разобрана.

При храме, как это было принято в прошлом, имелось приходское кладбище с оградой, где находили свой вечный покой бывшие прихожане: крестьяне, священно-церковнослужители и их семьи, помещики. Здесь же находилась и церковная сторожка. По соседству с храмом стояли дома причта. Во второй половине 19 века здесь возникла церковно-приходская школа, которой заведовали, одновременно преподавая Закон Божий, местные священники. Эта школа, относящаяся к духовному ведомству, давала детям начальное образование. В конце 19 века в ней учился прихожанин храма, житель деревни Маркуши Макар Андреевич Рыбаков (1891-1970), будущий писатель. В одном из своих романов автобиографического характера, «Пробуждение», автор в негативной, сатирической форме представил образ законоучителя, священника Никольского храма Михаила Плетнева. Это не соответствовало действительности и было, скорее, пронизано духом тогдашнего времени. Нет сомнения в том, что если бы автор писал свою книгу в наше время, образ отца Михаила предстал бы перед читателем в ином, более объективном и благожелательном свете. В память о писателе-земляке одна из улиц г. Кимры названа его именем. По-видимому, в этой же церковно-приходской школе учился еще один выходец из деревни Маркуши, будущий писатель В.А. Никифоров-Волгин (1901-1941).

Храм представлял собой двусветный четверик, увенчанный световым барабаном, перекрытым куполом. Барабан упирался на подпружные арки, переброшенные между пилонами, и сферические паруса. Северный и южный фасады имели портики с колоннами тосканского ордера и столбами квадратного сечения. Кроме этого, все фасады здания украшали пилястры. Венчающий храм карниз — белокаменный, с мутулами. Оконные проемы имели лучковые перемычки. Трапезная (с приделом Николая Чудотворца) бесстолпная, прямоугольная, с плоским перекрытием. Колокольня — трехъярусная с полуярусом­ увенчана высоким шпилем с крестом. Нижний ярус в плане прямоугольный, полуярус как бы служит основанием для второго яруса; второй ярус — восьмиугольный, осевые грани прорезаны арочными проемами звона; третий ярус обрамлен волютами, расширяющимися книзу. С колокольни звонили 5 колоколов.

По данным 1900 г. к храму были приписаны жители села Белого и деревень: Головино, Маркуши, Ивановское, Малое и Большое Курапово, М. и Б. Кишкинихи, Кадниково, Папулово, Новое Село, Овсянниково, Щелково, а также хутора Петрокова­ в количестве 741 мужчины и 830 женщин. [5]

В храме служили многие священно-церковнослужители. Укажем лишь некоторых из них.

В 1815 году священником здесь был Андрей Иванов 39 лет, диаконом — Петр Семенов 34 лет, дьячком — Иван Васильев 19 лет, пономарем — Петр Яковлев 60 лет. [6] Документы донесли до нашего времени и такой прискорбный факт. После кончины в 1868 г. настоятеля храма священника Илии Лебедева, на его место из Зубцовского уезда был переведен Алексий Чередеев. Во время пути к новому месту назначения отец Алексий тяжело заболел. Спустя 4 дня после прибытия в Белое священник скончался, даже не побывав в храме. После этого настоятелем храма становится Алексий Воздвиженский. После его смерти место священника занимает Иоанн Драницын, затем Феодор Голубев. С 1891 г. настоятелем храма становится священник Михаил Плетнев. Нелишне будет отметить, что диаконом в храме служил отец настоятеля, Григорий Плетнев.

В 1930 г. имя священника Михаила Плетнева из архивных документов исчезает. Был ли он выслан из села Белого властями или ушел со своего поста по возрасту, автору этих строк установить не удалось. Но среди репрессированных органами ОГПУ его имя не значится. Последним настоятелем храма стал священник Владимир Троицкий (1889-1976). В 1937 году он был осужден «тройкой» УНКВД на 10 лет ИТЛ. После отбытия наказания отец Владимир служил в Кашине, Калязине, Кимрах (вПреображенском соборе).

После осуждения властями Владимира Троицкого храм в селе Белом был закрыт и передан местному колхозу.

Миновали десятилетия забвения, и жизнь в храме стала понемногу налаживаться. В нем начали проводиться восстановительные работы, с 1999 года совершаются молебны, акафисты, крестные ходы. В 2004 году церковь была приписана к храму Иерусалимской иконы Божией Матери в поселке Белый Городок, настоятелем которого является протоиерей Александр Крюков. 19 декабря 2007 г. в отреставрированном придельном храме в честь Николая Чудотворца благочинным церквей Кимрского округа протоиереем Евгением Морковиным в сослужении протоиерея Александра Крюкова была совершена Божественная литургия. Большую помощь в восстановлении храма в течение нескольких лет оказазывал житель Москвы, генерал­майор В.Р. Дуванидис. Осенью 2008 года по соседству с храмом появилась часовня в честь св. Николая Чудотворца, построенная на средства семей Пергат и Шнайдруковых.

   29 сентября 2008 года храму исполнилось 170 лет. Есть все предпосылки, что он будет полностью восстановлен.
   В Кашинской Писцовой книге 136-137 г.г., в Белгородском стану, на л. 1478, за № 728, о с. Белом сказано:

   «За Осипом Дмитреевым сыном Есипова в поместье два жеребья села Белова на реке на Волге а в селе на опчей земле с Федором Корсаковым церковь во имя Николы Чюдотворцадревяна клецки а в церкве образы и книги и всякое церковное строение помещиково. А на церковной земле во дворе поп Офонасей, место пономарское, да в сележ двор помещиков, двор прикащиков Богдашка Гурьев да крестьян. Во дворе Гришка Ермонов у него зять Климко Иванов. Пашни паханые тридцать четей да перелогом и лесом поросло сорок четей сосминоювполе а вдвупотомуж сена по реке по Волге и межьполь сто сорок копен лесу дровянововопче с Федором Корсаковым в длину на версту а поперег на полверсты…».

   В клировой ведомости 1796 г. относительно села Белаго содержатся следующие сведения:

   «Церковь Никольская, деревянная, построена в 1596 г. священник Диомид Иванов, 41 г., из богословии, посвящен в 1777 г. Церковной земли 36 десятин; 10 деревень; 115 дворов; душ муж.п. 401, жен. п. 427; раскольников обоего пола 16».

   В исповедной росписи 1741 г. значится:

   «Священник Игнатий Козмин, 75 л.; в приходе 49 дворов, об.пола 448 душ. В 1761 г. свящ. Иван Иванов, 48 л. (он же и в 1766 г.); в приходе 93 дв., 640 душ об.пола».

   В 1901 году служили: Священник Михаил Григорьевич Плетнев 32-х лет, студент семинарии, священником с 1891 года, в 1895 году награжден набедренником. Псаломщик Иван Михайлович Соколов 64-х лет, в должности с 1854 года. 
   Прихожан в сельце Софронцове, в селе Белом, в деревнях Головине, Маркуше, Ивановском, Хуторе Петрокове, Малой Курапове, Большом Курапове, Большой Кишкинихе, Малой Кишкинихе, Кадникове, Папулове, Новом Селе, Овсяникове, Щолкове — 240 дворов (741 мужчина, 830 женщин), сверх сего раскольников 49 мужчин и 43 женщины.
ПРИМЕЧАНИЯ

1. Государственный архив Тверской области (далее ГАТО). Ф. 160. Оп. 8. Д. 590. Л. 1.
2. ГАТО. Ф. 160. Оп. 8. Д. 590. Л. 18.
3. ГАТО. Ф. 160. Оп. 8. Д. 590. Л. 27.
4. Тверские епархиальные ведомости. № 15. 1903. Часть официальная. С. 452.
5. Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сбоник. Тверь, 1901. С. 309.
6. ГАТО. Ф. 312. Оп. 6. Д. 438.